Южное окружное управление образования г. Москвы

Департамент образования г.Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 508

дошкольное отделение, здание № 2

 (бывший ДЕТСКИЙ САД №1972)

"СЕМИЦВЕТИК"

Страничка воспитателя Аникиной Е.Б.

 

Развиваем речь детей, играем в слова..

Если с детьми много разговаривают и занимаются развитием речи, то к четырем-пяти годам они уже хорошо понимают, что каждое слово всегда обозначает какой-то предмет, явление, качество или действие и состоит из звуков, т.е. звучит. Грамматические правила родной речи дети этого возраста осваивают практически. Нет никакой необходимости пояснять им правила грамматики и тем более просить заучивать, конкретное мышление еще не может опираться на абстрактные понятия. Не случайно в три-пять лет у всех малышей отмечается особая чуткость и восприимчивость к языковым явлениям. Особенности изменения слов они «схватывают» на слух, а закономерности улавливают интуитивно (например, правило выбора окончаний имен существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже: полы - полов, столы – столов, но стулья – стульев, деревья - деревьев).
           В живом общении и на специальных занятиях в детском саду дети осваивают важнейшие морфологические средства языка (согласование слов в роде, числе, падеже; чередование гласных в глаголах и именах существительных), а также различные способы словообразования имен существительных (лис-лисенок-лисеночек), глаголов (барабан – барабанить), прилагательных (синий – синенький). В речи детей появляются высказывания, в которых они пытаются дать определение предмету по его назначению или функциональному признаку (мяч – это во что играют; посуда – это из чего едят). Они строят предложения разных типов, все чаще употребляют причастия (бегущий, летящий) и наречия (быстро, красивее).
                Речь детей становиться более связной, богатой по лексическому запасу, выразительной. Они начинают составлять небольшие рассказы из личного опыта или по картинке. Довольно часто такие рассказы составляются по подражанию или с помощью наводящих вопросов, но постепенно становятся все более содержательными и самостоятельными.
               Предлагаем вам серию речевых игр,каждая из которыхимеет основную цель, но вместе с тем решает различные речевые задачи. Благодаря такому комплексному подходу, речь ребенка развивается не однобоко, а многосторонне. Занимаясь с малышом, обращайте его внимание на точное выделение качеств, свойств, признаков, деталей того или иного предмета и правильное называние их соответствующими словами. Обогащайте речь синонимами – спрашивайте, можно ли назвать предмет другим словом (дом, избушка, здание, дворец). Вводите в активное употребление анонимы – предлагайте для сравнения противоположные пары признаков или свойств (одна лента длинная, а другая короткая; у одной куклы волосы светлые, а у другой темные). Для активизации глаголов просите подбирать к предмету всевозможные действия (Что можно делать с мячом? Для чего нужен карандаш? Что умеет делать уточка?). Выслушивайте ребенка с интересом. Не делайте замечания, если он что-то сказал неправильно. Еще раз задайте вопрос, предложите подумать, дайте свой вариант ответа. И постарайтесь сделать ваши занятия интересными и веселыми! Например, прежде чем задавать вопросы, придумайте маленькую сюжетную историю или сказку, где главным героем будет малыш, или его любимая игрушка, или кошка, которая живет в вашем дворе.

Желаем успеха!!

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ:

- Активизируем глаголы.

 Попросите ребенка рассказать о том, что можно делать в лесу (гулять, отдыхать, слушать птиц…), на реке (купаться, нырять…); что можно делать с цветами (нюхать, поливать…); что делает дворник (убирает, подметает…); что делает мяч (скачет, катиться…) и т.д. Ставьте вопросы так, чтобы при ответе ребенок использовал разные времена, числа, лица.
- Соотносим названия взрослых животных и их детенышей. Попросите ребенка продолжить: «Как-то раз пошли на речку купаться утка с …, курица с …, кошка с …». Предложите «поговорить» с детенышами животных и закончить фразы, чтобы получилось складно: «Эй, утята, где вы были?» - «Мы на пруд гулять …(ходили). Мы у речки лапки …(мыли)»; «Лягушонок, где гулял?» – «Прыгал, плавал и …(нырял). Я по берегу …(скакал)»; «Вы, цеплята, где гуляли?» – «За лягушкой …(наблюдали). На песочке …(загорали)».
- Описываем предметы, называя качества и действия. Поиграйте в такую игру: ребенок выбирает предмет и, не называя, описывает его и расказывает, для чего он нужен, что с его помощью можно делать. А вы отгадываете. Потом наоборот. Если ребенок затрудняется в назывании материалов, из которых сделаны предметы, помогите ему наводящими вопросами. Из чего сделан стакан? (Из стекла). Значит, он какой? (Стеклянный). И т.д.
- Учимся образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов. А что звоночки делают? (Звенят). Погремушки? (Гремят). Барабаны? (Барабанят).А если малыш будет просить свои игрушки делать что-то (Зайчик, прошу тебя, спой мне песенку!), то освоит повелительное наклонение.
- Учимся образовывать длинные слова. Попробуйте с ребенком выделить и обозначить словом внешний признак предмета: «У Вали круглое лицо, значит, она - … круглолицая. У зайчика длинные уши, значит, он - … длинноухий, а хвост короткий, значит, он – короткохвостый…».
- И обязательно играйте в известные «народные» речевые игры. Например, «Баржа» - игроки по очереди грузят на баржу предметы, названия которых начинаются на заданную букву. Используются только существительные. «Составляем предложение» - игроки составляют предложение, по очереди добавляя слова и проговаривая всю получившуюся фразу. Новые слова могут быть любой частью речи и помещаться в любую часть предложения ( а не только в конец): Кошка. – Кошка пошла. – Белая кошка пошла. И т.д.



НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".